наивный блог про детей и оперу

Previous Entry Share Next Entry
Хроники потерянного
wenween


Мы с Оксаной oxphil в конце сентября съездили в Пермь на «Королеву индейцев», а написать про это получается только сейчас. (Оксана накатала пост еще едучи в поезде!) Хотя даже как-то неловко теперь уже писать, я ничего нового никому не скажу и совершенно солидарна с восторгами.

Пёрселловская «Королева индейцев», как многие отмечают, стала не вполне пёрселловской в постановке Питерса Селларса и под музыкальным руководством Теодора Курентзиса. Взяв недописанную Пёрселлом оперу, где музыки было примерно на час, Курентзис и Селларс дополнили её другими сочинениями «британского Орфея», а также основательно переработали либретто, сдобрив его отрывками из относительно современного романа никарагуанской писательницы Росарио Агилар «Затерянные хроники Terra Firma».



«Королева индейцев» Пёрселла-Курентзиса-Селларса — это оперный, немного балетный и драматический опус на три с половиной часа про конкисту, сделанный в эстетике Майя, рассказанный с точки зрения женщин. Испанцы завоёвывают Центральную Америку, и индейцы, чтобы понять, боги это или люди, отдают в жены испанскому офицеру дочь своего вождя Текулихуатцин (сопрано Джилия Баллок). Она в первую же ночь с супругом понимает, что перед нею — обычный человек, но, полюбив его, не в силах выдать эту тайну сородичам. Испанцы обращают одних индейцев в христианство, других убивают тысячами, и наивные аборигены не знают, кому молиться — старым или новым богам, чтобы отвести от себя катастрофу.

Хор MisicAeterna (хормейстер — Виталий Полонский), олицетворяющий народ Майя, поёт неотмирно, выпевая до конца каждый звук, даже лёжа на полу, «умирая» и глядя в небо. Именно хор фантастического уровня, слаженный в пении и драматически (как единый организм) сильный, для меня был главным впечатлением от постановки. Ряженые в разноцветный трикотаж хористы, будто беженцы в одёжке из секонд-хенда, больше не хозяева на своей земле — аналогия с обстановкой на Ближнем Востоке прямая, но не назойливая, а как будто сама собой разумеющаяся. В этот же ассоциативный ряд встраиваются образы конкисты: современный камуфляж, автоматы, пивные бутылки и пластиковые стулья.

Испанский офицер Педро де Альварадо (Ноа Стюарт) всю первую половину спектакля молчит, его разговор с Текулихуатцин и с залом невербален. Это молчание и его атлетическое телосложение, да ещё его страстный, откровенный, радостный, но не стыдный брачный танец с индейской принцессой даёт мощный эротический заряд спектаклю. Ничего подобного, сидя в оперном театре, я раньше не испытывала, интересный получилось зрительский опыт. Темнокожий тенор лишь через час спектакля впервые запоёт, оказавшись достойнейшим в ансамбле солистов — техничный, будоражащий и диковатый по натуре. Восхитительна и Баллок, американка с латинским лицом: в пении Текулихуатцин (после свадьбы её новое имя — Луиса) заключены страдание и от столкновения культур, и от обиды на дона Педро, который так и не принял её любовь. Много-много страдания. Много-много любви.

Драматическая составляющая «Королевы индейцев» не только в том, что солисты весьма прилично играют — тексты из романа «Затерянные хроники Terra Firma» декламирует актриса Мариткселль Карреро. Миниатюрная девушка бешеного темперамента выступает альтер-эго то Текулихуатцин, то жены предводителя конкисты, доньи Исабель (Надежда Кучер), а доигрывает спектакль дочерью доньи Луисы и дона Альварадо — первым ребенком смешанной крови, «провозвестницей новой расы».

После шести премьерных показов в Перми спектакль уезжает в Мадрид, а затем и в Лондон (в театры, которые работали над копродукцией), и в Пермь, видимо, вернётся не скоро (так что мы молодцы, что вырвались туда). Но в «Королеве индейцев» наряду с конфликтом эпичным и цивилизационным разыгрывается конфликт очень личный, интимный, с позволения сказать гендерный. И оба этих конфликта так болезненно универсальны, что не важно, кто — американцы, англичане, греки или русские — и на какой земле пытается их разрешить.

Пермь хорошая и театр там такой маленький, уютный, аккуратный что ли, НГАТОиБ наш огромный стал мне казаться после него ещё огромнее. Спасибо другу Оксане за компанию и за то, что допинала меня на это путешествие, спасибо пермякам и понаехавшим туда новосибирцам за теплый приём. До встречи!

  • 1
Хорошо написала, молодец.

это мне еще скажут в красках :)

(Deleted comment)
Судя по описанию, очень интересная постановка. Спасибо, что поделилась! А я постыдно уснула, не досмотрев "Мадам Баттерфляй"

ну эт немудрено :)

чей-то?) Нет эффекта вовлечения, как в зале?

  • 1
?

Log in